Соломенные чучела
Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.
Со временем, когда люди стали хуже чувствовать чистые природные стихии, они начали олицетворять хлебный дух в образе человека или животных. Тогда «последний сноп» превратился в соломенные чучела женского пола и в фигурки волка, собаки, зайца, петуха. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены использовались во многих ритуалах, в которых им был отпущен совсем недолгий срок: в кульминационный момент чучела горели в огне, тонули в воде или яростно раздирались на части. В девятнадцатом веке магическое содержание обрядовых атрибутов отошло на задний план, и простые поделки перестали соответствовать эстетическим запросам народа. Тогда и развились сложные декоративные приемы соломоплетения. Дожиночный сноп трансформировался в миниатюрные плетеные снопики, сосульки с колосками, домики, жатвенные букеты. Всё это подвешивалось под иконами в «красном углу», устанавливалось в церквях, безвозвратно поглотивших языческие обычаи и переименовавших их в христианские.
Именно в то время появилось то, что можно назвать промыслом соломоплетения. Плетеные фигурки, пирамидки, мельницы, кресты, банты и пр., стилизованнные под древние обрядовые атрибуты, стали изготавливать на продажу в течение всего года. Появились настоящие шедевры, выполненные с неподражаемым мастерством: например, в Белоруссии сохранились соломенные врата для иконостаса. Легкие, ажурные, они состоят из сотен плетеных квадратов и ромбиков, сплетающихся в золотистые солнца.